+7 495 925-96-98 8 800 600-56-13
Москва, Таможенный проезд, 6с9
20.03.2011

Императрица и ее медали

Вуаль Жан Луи. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, после 5 апреля 1797

Осенью 2009 года исполнилось 250 лет со дня рождения императрицы Марии Фёдоровны — жены Павла I. Многогранность увлечений императрицы до сих пор поражает современников: она прекрасно рисовала, резала твёрдые камни, янтарь, кость, занималась гравированием и медальерным искусством. Удивляет и количество выполненных ею работ. Имя императрицы заслуженно включено во все словари художников.

Мария Фёдоровна много и с удовольствием работала с цветными камнями, янтарем и слоновой костью, выполняла работы на воске. По словам князя Ф.Н. Голицына, «любимое её упражне­ние было гравировать на камнях, и она до большого совершенства изволила достигнуть в сем искусстве».

Ещё одним увлечением Марии Фёдоровны было ме­дальерное искусство. Учителем для императрицы в этом деле стал Карл Александрович Леберехт — академик Петербургской академии художеств и главный медальер столичного Монетного двора. По мнению спе­циалистов, Мария Фёдоровна оказалась самой способной ученицей Леберехта.

Под его руководством великая княгиня в 1793 году изготовила медаль, которую подарила Ека­терине II на её день рождения. На лицевой стороне медали в верхней части Мария Фёдоровна поместила императорскую корону, под ней — вензель Екатерины II. Все это помещалось в венке из лавровых и пальмовых веток. Пальмовые ветви были изображены как символ долговеч­ности и мира, а лавровые — как символ славы и победы. На оборотной стороне медальер изобразила змею, кусающую себя за хвост, — символ вечности. Сверху полукругом была сделана надпись: «Яко имя тако жизнь». Здесь же между облаков изображался знак зоди­ака — овен (знак, соответствующий дню рождения Екатерины II, а именно 21 апреля). Римские цифры XXXI на медали соответствовали числу лет правления императрицы. Внизу в обрезе была сделана надпись: «Мария. Выр.(езала) 1793 г.».

Штемпель аверса медали и аверс медали в память коронования Павла I

Подарок невестки Екатерине II понравился, в этом же году она писала: «Трудно, любезная дочь моя, вырезывать медали лучше вас. Вы, таким образом — чего добро­го — отобьёте хлеб у работников монетного двора». Медаль великой княгини импе­ратрица передала в собрание Эрмитажа. В коллекции Мюнцкабинета Эрмитажа хранятся также штемпеля аверса и реверса этой медали.

В 1797 году Мария Фёдоровна вырезала штемпель лицевой стороны коро­национной медали императора Павла I, два штемпеля этой медали хранятся в коллекции Санкт­Петербургского монетного двора. В «Описании русских медалей», составленном в 1908 году, написано: «Изображение императора Пав­ла I вырезано императрицею Мариею Фёдоровной, изучившею медальерное искусство под руководством Карла Леберехта». Под портретом есть надпись: «Марiя. р. 1797 г.».

Есть в коллекции Монетного двора и штемпеля, вырезанные Марией Фёдоровной в 1814 году, для медали в честь её сына — императора Александра I с надписью «Избавителю народов». Отчеканенная в золоте, медаль была преподнесена импера­тору по возвращении его из Европы.

Медаль в память кончины императрицы Марии Федоровны. 1828

Удивительно, что хрупкая на вид императрица вы­полняла тяжелую работу, связанную с обработкой камней, металлов, которая более свойственна муж­чинам. На первый взгляд может показаться, что она, может быть, выполняла только рисунок, а резал кто­-то другой. Но остались воспоминания библио­текаря и личного секретаря великой княгини Ф.­Г. Лафермьера, который писал: «Мария Фёдоровна делала первоначально с натуры, или с хоро­шего портрета, образец медальона из воска и затем исполняла его на камне, употребляя для этого пре­восходные сибирские твёрдые камни разных слоев. При этой работе она не пользовалась ничьею помощью. Когда же она только ещё моделировала портрет, то вы­слушивала советы своего учителя, Леберехта, и присутствовавших лиц и руководствовалась этими советами, если признавала их правильными; но когда обрабатыва­ла уже самый камень на станке, то учитель не смел при­ложить к этому свою руку, и вся его обязанность заклю­чалась лишь в подаче ей нужных инструментов».

В медальерном искусстве, как и во всех творческих начинаниях, Мария Фёдоровна показала себя как заме­чательный художник. В память кончины императрицы — художника и медальера — в 1828 году на Монетном дворе в Санкт­ Петербурге отчеканили медаль с её изображением.

По материалам: Журнал «Золотой червонец».
Категории: Новости, История.

Рассказать друзьям:

Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.
Это очень просто и занимает буквально несколько секунд!

Авторизоваться Зарегистрироваться